Урок по безопасному вождению № 8
Как быстротечно наше время...
и вновь два шага до зимы
Явные и скрытые опасности зимних дорог. Способы безопасного вождения зимой.
Опасности зимних дорог
Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Меняется погода и окружающая среда в целом. И, как следствие, меняются и люди... Для обеспечения своей безопасности водителю просто жизненно необходимо изменить свой стиль вождения автомобилем с "летнего" на "зимний".
В чем заключается разница и какие неприятные факторы существуют зимой? Давайте разберем подробнее...
Низкий коэффициент сцепления
Иными словами - дороги становятся более скользкими. Сцепление колес с дорогой самый важный фактор, влияющий на управляемость и устойчивость автомобиля. Если летом на сухом асфальте коэффициент сцепления составляет 0.8, то на влажной дороге он уже 0.5, а на льду 0.1 и менее. Вероятность потерять контроль над автомобилем зимой в 8 раз выше, чем летом.
Последствия низкого коэффициента сцепления это неизбежное и кратное увеличение тормозного пути. Как пример, один из тестов показал, что тормозной путь легкового автомобиля на скорости 60 км/час на сухом асфальте составил 17.7 метров, а на льду 141.6 метра. Как говорится, почувствуйте разницу. Иногда всего один метр отделяет нормальную жизнь от серьезных проблем.

Короткий световой день
Зимой водителям приходится больше ездить в сумерках или в темное время. В таких условиях видимость дорожной обстановки значительно снижается и зачастую ограничивается только световым пятном фар машины. Когда на улице темно, плохо видно пешеходов, препятствия и другие автомобили. Мы их замечаем только в непосредственной близости от себя, а этого расстояния бывает не достаточно, чтобы спокойно среагировать. Тогда приходится прибегать к резким и экстренным действиям, что очень опасно на зимних дорогах.
По статистике, ДТП с тяжелыми последствиями в большинстве случаев происходят именно в темноте.
Сложные дорожные условия
Снежный покров преображает природу после слякотной осени, создает новогоднее настроение, но для водителя он является крайне опасным явлением. Снег сужает проезжую часть дороги и, тем самым, уменьшает боковые интервалы для встречного разъезда, иногда до критических значений. Проезжать такие участки необходимо с минимальной скоростью. А случае необходимости лучше остановится, чтобы пропустить встречный автомобиль.
Зачастую на дороге образуется снежная колейность, имеющая многократную разницу в уровне сцепления колес с дорогой. Двигаться по таким местам надо очень осторожно, выбирая безопасную скорость, и стараться чтобы все колеса находились на покрытии с одинаковым сцеплением. Особенно опасна такая колейность для обгона. В какой-то момент колеса одной стороны находятся на твердом покрытии, а с другой стороны практически не имеют сцепления с дорогой. При такой разнице автомобиль может занести. На таких участках надо сто раз подумать обгонять или нет. Намного лучше в такой ситуации отказаться от обгона.
Снег делает невидимой границу между твердым покрытием и обочиной. Если невзначай съехать на обочину, то автомобиль, скорее всего, съедет в кювет. Держитесь ближе к центру дороги, если не видите границу обочины.
Падение снега и льда сверху
Снег зимой падает не только с неба, но и с крыш зданий. Паркуя свой автомобиль, посмотрите вверх - нет ли там опасности и в случае необходимости лучше выбрать другое место.
Особо опасная ситуация, когда ледяная глыба падает с крыши грузовика во время движения. Водители грузовых автомобилей далеко не всегда очищают верх автомобиля от снега, под воздействием перепада температур снег превращается в лед. Во время движения от потока воздуха он слетает и может попасть в другой автомобиль, что к сожалению иногда и происходит.
Не стоит близко подъезжать к грузовикам и наоборот лучше держать дистанцию больше чем обычно.
Пешеходы
Всем водителям известно что пешеходы на дороге ведут себя иногда крайне неосмотрительно. Это и понятно, они не водят автомобиль и не знают как он останавливается и сколько времени и пространства для этого нужно.
Еще более беспечно пешеходы ведут себя в плохую погоду - им просто холодно и неприятно на улице, они хотят быстрее куда то добраться. Тем более они вообще не понимают что зимой автомобиль быстро остановить очень трудно, и могут выйти на дорогу в непосредственной близости от машины.
Преобладающая на людях темная одежда также не способствует их видимости.
Воспринимайте это как неизбежный факт, больше внимания уделяйте пешеходам, снижайте скорость и будьте готовы к торможению в местах наиболее вероятного появления на дороге людей.
В защиту пешехода. Пешеходов надо любить. Журнал «Пешеход».
Илья Ильф
Российский сатирик
Важно
Зимняя дорога является местом повышенной опасности, даже если на первый взгляд не так. Зимой принимайте решения с минимальным уровнем риска.
Любое дело начинается с подготовки
Первым и важным шагом для обеспечения своей безопасности является подготовка своего автомобиля к зиме. Действия не сложные, но конечно требующие немного времени и финансовых затрат. Не стоит на этом экономить и откладывать на потом. От состояния нашего автомобиля, как ни от чего другого, зависит наша жизнь, здоровье и жизненное благополучие в целом
Шины
Скорее всего нет ни одного человека который не меняет свою обувь в холодное время года, критически важно "переобуть " и свой автомобиль.
Основное отличие летних шин от зимних - это способность сохранять эластичность при низких температурах, что позволяет сохранить сцепление с дорогой на допустимом уровне.
Не надо дожидаться когда выпадет снег, менять шины необходимо когда среднесуточная температура составит +7 градусов. Не бойтесь провести замену чуть раньше, экономия здесь несоизмерима с возможными последствиями. В данном случае, лучше раньше, чем позже.
И вечный вопрос какие шины лучше шипованные или нет, об этом можно спорить бесконечно. Основная рекомендация здесь следующая - если Вы живете в городе, где дороги чистят и обрабатывают реагентом, то не шипованные зимние шины будут вполне достаточны, а если нет или Вы часто пользуетесь загородными дорогами, то конечно предпочтительнее шипованные.
Но самое главное, надо понимать, какие бы дорогие и хорошие шины у вас не стоят, они всего на всего чуть лучше летних. Стоимость шин не гарантирует нам безопасность.
Рабочие жидкости
Перед наступлением зимы необходимо проверить и в случае необходимости заменить рабочие жидкости автомобиля подходящие для низких температур - масло в двигателе, тормозную и охлаждающую жидкости, трансмиссионные масла.
Также необходимо проверить состояние аккумулятора и стеклоочистителей (дворников) Если вы сами не сильны в этом вопросе, то несомненно надо попросить помощи у компетентных специалистов. И конечно не забываем заменить омывающую жидкость на незамерзающую . Уделяйте внимание качеству "незамерзайки", дешевая жидкость может быть опасна для здоровья.
Одежда
При вождении зимой выбирайте одежду которая не будет сковывать движение и мешать управлять автомобилем. После того как салон машины прогреется, расстегните одежду что бы ремень безопасности прилегал как можно ближе к телу, так он будет работать в случае необходимости наиболее эффективно.
_____________________________________________________________________________________________
Более подробная информация о правильном использовании ремней безопасности в Уроке № 17 Активная и пассивная безопасность автомобиля.
Важные мелочи
Как в женской сумочке, много полезных мелочей, на все случаи жизни, так и в автомобиле лучше иметь вещи которые в случае необходимости помогут быстрее решить возникшую проблему.

  • Щетка для снега
    Автомобиль всегда надо очищать от снега, как кузов, так и обязательно стекла - от этого напрямую зависит обзор, а это крайне важно. Выходите из дома раньше, дайте себе время для очистки автомобиля - это избавит вас от спешки и как следствие от превышения скорости во время движения.
  • Провода для запуска двигателя
    В холодное время года иногда подводит аккумулятор, даже достаточно новый. В таком случае двигатель можно завести от другого автомобиля с помощь проводов. Лучше что бы они были. Это поможет и вам и вы можете оказать помощь другому водитель.
  • Буксировочный трос
    В очень сложных дорожных условиях автомобиль может забуксовать в снегу или на льду и здесь уже без троса не обойтись.
  • Стеклоомывающая жидкость
    Запас омывающей жидкости нужен обязательно, так как мы не знаем когда она может закончится , а ездить с грязными стеклами очень опасно - видимость становится крайне ограниченной
Важно
Положить в багажник дополнительные вещи, которые могут пригодится не сложно. Они могут помочь в сложной ситуации.
Вследствие того что зимой просто элементарно скользко, основными видами аварий являются - потеря контроля над автомобилем и наезд на препятствие, пешехода или другой автомобиль.
Для предотвращения этих неприятностей, надо понимать -
Как вообще двигается автомобиль? Какие силы действуют на него?
Почему водители теряют контроль над автомобилем? И вследствие чего не получается остановить машину в нужном месте?
Скольжение автомобиля
Наиболее часто встречающейся опасной ситуацией зимой является скольжение автомобиля. Иными словами автомобиль выходит из под контроля и двигается не туда и не так, как хочет водитель. Скользить могут передние колеса - это называется Снос или недостаточная поворачиваемость. Скользить могут задние колеса - это называется Заносом или избыточной поворачиваемостью. Также возможно скольжение всех колес - смешанный вид скольжения, когда автомобиль двигается и вращается вообще по непредсказуемой траектории.
Расположение центра масс автомобиля при равномерном движении
В первую очередь на устойчивость движения автомобиля влияет его центр масс или как говорят - центра тяжести. При равномерном движении эта точка находится в центре автомобиля и распределяет нагрузку равномерно по всем колесам, сцепление с дорогой которых, тоже одинаковая. В этом случае все хорошо.
Но центр масс автомобиля вещь не стабильная. При ускорении эта точка начинает оказывать большее усилие назад, задние колеса нагружаются больше, а передние меньше и их сцепление с дорогой уменьшается. При торможении все происходит наоборот - передние колеса загружаются, а сцепление задних колес с дорогой уменьшается. При такой ситуации, когда загрузка колес разная, как следствие, незагруженные колеса хуже сцепляются с дорогой и могут заскользить.
Так почему же, одни автомобили сохраняют управляемость, а другие нет? - Все дело в Скорости. Степень сцепления колес с дорогой предмет очень тонкий. Пятно контакта колеса с дорогой по площади примерно равна тетрадному листу, так что не все так надежно, как кажется. В условиях скользкого покрытия, малого сцепления и даже небольшого завышения скорости колеса и начинают в какой то момент скользить.
Давайте разберем более подробно, в каких ситуациях наиболее вероятен Занос, а в каких Снос автомобиля и самое главное - что с этим делать?
  • Занос автомобиля
    Как мы уже выяснили, Занос это скольжение задних колес, при котором автомобиль начинает вращаться вокруг вертикальной оси.
    Ситуация заноса возникает вследствие даже немного завышенной скорости и достаточно резкого торможения. или поворота руля на большой угол. Центр масс направляет своё усилие вперед, передние колеса получают дополнительное сцепление с дорогой и действуют как упор, задние колеса теряют сцепление с дорогой и энергия движения начинает разворачивать автомобиль.
    В такой критической ситуации необходимо прекратить начатое торможение, повернуть руль в сторону куда хотите ехать, или как говорят в сторону Заноса и попытается плавным ускорением выпрямить автомобиль.
  • Снос автомобиля
    Мы помним, что Снос - это скольжение передних колес. Он возникает при смещении силы действующей от центра масс автомобиля назад в условиях ускорения или движения на завышенной скорости и как следствие разгрузки передних колес и снижения их сцепления с дорогой. Также условием возникновения Сноса является повернутые передние колеса. Иными словами, снос в основном возникает при движении по дуге поворота. Это чревато выездом на встречную полосу или съездом с дороги вообще.
    Прекратить Снос можно попытаться снизив скорость - отпустив педаль газа, делать кроткие торможения и уменьшить угол поворота передних колес, до момента прекращения скольжения. При торможении сила центра масс будет направленна вперед и будет загружать передние колеса, увеличивая их сцепление с дорогой - это может помочь.
важно
Прекратить скольжение - это сложно и удаётся далеко не всегда. Лучше этого не допускать в принципе. Будьте осторожными, так же как поступает человек при ходьбе по льду - снижайте скорость и не делайте резких движений ни газом ни тормозом ни рулем.
В случае если контроль не удается восстановить просто тормозите - это снизит тяжесть последствий.
Как избежать попутного столкновения или наезда на препятствие?
Величина тормозного пути с разных скоростей и на разных типах покрытия.
Попутное столкновение - это авария автомобилей которые двигались до ДТП в одном направлении. Такая ситуация возникает из за нехватки расстояния для своевременной остановки. Автомобиль мгновенно остановить не возможно - для этого необходимо какое то пространство и время. Все зависит от скорости и уровня сцепления колес с дорогой. В таблице наглядно видна разница. Например, на скорости 60 км/час на сухом асфальте торможение будет порядка 17,7 метров, а на льду 141,6 метра - разница налицо. Иными словами, что бы остановить автомобиль зимой требуется большее расстояние и время.
Отсюда следует однозначный вывод- скорость движения зимой должна быть меньше чем в теплое время года. К сожалению невозможно указать какая именно должна быть безопасная скорость - все зависит от многих факторов. Выбирайте скорость которая позволит Вам остановится до места появления опасности, учитывая полученную в Уроке информацию.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Более подробная информация о методе выбора безопасной скорости в Уроке № 4 Определение безопасной скорости движения.
Важно
На скользком покрытии автомобиль очень неустойчив. Опасная ситуация всегда возникает быстро и неожиданно. Не злоупотребляйте скоростью.
Дистанция - это наше пространство безопасности
чем ее больше - тем лучше и безопаснее
Дистанция - это расстояние до переднего автомобиля которая необходима что бы успеть остановится до него. Ключевым словом является - "Успеть" и по сути оно означает именно время. Очень важно - Дистанция измеряется ВРЕМЕНЕМ, а не метрами. Для нормальных дорожных условий безопасной считается дистанция 3 секунды, то есть - на месте переднего автомобиля мы будем через 3 секунды.
Почему именно время, а не метры? - Безопасная дистанция напрямую зависит от скорости. Чем выше скорость тем длиннее будет остановочный путь и дистанция нужна больше. Автомобили всегда двигаются на разных скоростях и в метрах это всегда будет разное расстояние, которое невозможно посчитать точно. А дистанция во времени величина постоянная, метры будут манятся, а время будет постоянным. Например - на скорости 60 км/час за три секунды автомобиль проезжает 50,1 метров, а на скорости 90 км/час - 75 метров. Этого времени и расстояния будет достаточно что бы остановится до переднего автомобиля.
С учетом скользких дорог, безопасная дистанция зимой должна составлять 5 секунд.
На дороге покрытой льдом - дистанция должна составлять не менее 15 секунд.

"Любишь кататься - люби и саночки возить"
Разогнаться может любой, а во время остановиться не у всех получается
Когда мы начинаем движение, разгоняемся, двигаемся - это ситуации прогнозируемые, мы их заранее планируем и ни каких неожиданностей в этом плане нет, а торможение - момент более ответственный. Тормозить иногда приходится неожиданно. Остановить автомобиль в нужном месте задача более сложная чем его разогнать. Все водители в принципе, по ощущениям понимают как останавливается их автомобиль. Водитель видя впереди препятствие, понимая свою скорость, выбирает точку начала торможения и спокойно останавливается. Это хорошо работает на сухом покрытии дороги.
Но на зимних дорогах, летняя привычка тормозить дает сбои. Особенно опасно переменный коэффициент сцепления - когда в начале торможение асфальт более менее нормальный, а перед светофором, например, часто встречается ледяной накат. в такой ситуации и может не хвать пространства для остановки.
Зимой намного лучше и безопаснее начинать тормозить значительно раньше, создавая для себя запас пространства, как показано на рисунке внизу.
Выработав привычку тормозить раньше чем это в принципе необходимо, мы защитим себя от неприятных неожиданностей, которые могли просто не заметить. И кроме того, такой способ торможения, защищает нас от удара сзади. Мы как бы заставляем заднего водителя тоже начинать тормозить раньше.
Еще одним полезным навыком является привычка чаще смотреть вдаль - насколько можно по направлению движения. Мы будем раньше замечать опасности и раньше начинать действовать.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Более подробно о "защите от удара сзади" можно получить информацию в Уроке № 7 "Пространство безопасности" . Методика эффективного осмотра окружающего пространства изложена в Уроке № 2 "Методика наблюдения"
Плавность движения
Плавность движения - это достаточно длительные по времени действия , происходящие легко и ровно, без резких и крутых изменений. Плавный разгон, движение, маневрирование и остановка являются залогом безопасности. Плавные действия, даже если они будут ошибочными, не будут неожиданными для других водителей -это серьезно снижает вероятность ДТП. Плавность движения обеспечивает максимальный контроль над автомобилем.
Да и просто, плавное вождение - это очень красиво.
В характере, в манерах и движении, во всем прекрасна плавность простоты
Рекомендации урока
Давайте подведем итоги, что важно помнить и что необходимо делать при вождении зимой
Подготовьте автомобиль к зиме
Не пожалейте времени и средств для подготовки автомобиля , заранее поменяйте шины, проверьте рабочие жидкости , положите в багажник на всякий случай зимний комплект - щетку для снега, трос, провода для запуска двигателя, запас незамерзающей жидкости для стекол
Учитывайте что зимой дорога скользкая, зачастую неожиданно
Скользкая дорога в разы увеличивает тормозной путь. Снежный и ледяной покров заужают проезжею часть и создают опасную колею, скрывает дефекты дороги. Возрастает вероятность скольжения автомобиля или наезда на какое либо препятствие . Зимой водитель большее время проводит за рулем в темное время, что серьёзно снижает видимость опасностей. Пешеходы ведут себя крайне неосмотрительно
Снизьте свою скорость при движении по зимним дорогам
Выбирайте скорость движения меньшую чем летом. Помните что тормозные пути зимой больше в несколько раз чем летом. Скорость должна позволить Вам остановится до места возможного появления препятствия. Планируйте больше времени на дорогу, что бы не спешить. Неправильный выбор скорости не даст вам существенного выигрыша во времени, а последствия могут быть очень серьезные
Увеличьте дистанцию до 5 секунд до переднего автомобиля
Создайте себе дополнительный запас пространства. Вы приедете в нужное место без какой либо потери времени, но зато ваша поездка будет полностью безопасной.
Начинайте торможение раньше чем это делали летом
Дайте себе больше времени на остановку и ваше торможение будет очень плавным и защит от удара сзади.
Выполняйте все действия максимально плавно
Разгоняйтесь, поворачивайте, маневрируйте, снижайте скорость и тормозите плавно Это снизит вероятность попасть в неприятную ситуацию.
Давайте ответим на несколько вопросов
Вопросы помогут понять как запомнился материал урока
Начать тест
Насколько зимой дрога более скользкая чем летом?
Летом коэффициент сцепления 0.8 а зимой может быть 0.1
Следующий вопрос
Check
Show results
В чем основная опасность при движении рядом с грузовиком зимой?
Следующий вопрос
Check
Show results
Что должно быть в автомобиле зимой?
Следующий вопрос
Check
Show results
Что такое скольжение автомобиля?
Следующий вопрос
Check
Show results
Как защитить себя от удара сзади?
Следующий вопрос
Check
Show results
Не совсем точно
Может попробовать пройти урок еще раз
Restart
Хороший результат
Можно улучшить
Restart
Отлично!
Вы усвоили основные правила движения зимой, можно спокойно ехать:)
Restart
Заключение

Уважаемый водитель,

рекомендации урока, не требуют ни какой специальной подготовки, их надо стараться выполнять и ввести в привычку.

Не торопитесь, водите плавно и спокойно, пусть ничего не омрачит вам эту зиму!

Если быть королевой, так во всем
8400
р.
21000
р.
Курс Driver Guide Women
Поможет вам уверенно чувствовать себя на дороге и избавиться от ненужных проблем.
Красиво и безопасно водить автомобиль.
Наслаждаться жизнью и спокойно двигаться к своей цели.